Формы подработки и карманные расходы
Изучая истории известных предпринимателей, мы заметили, что часто будущие предприниматели с юного возраста оказываются вовлечены в работу или занятие, которое в дальнейшем может если не стать основным занятием, то существенно помогает с формированием опыта и предпринимательской социализацией подростка.
Давайте посмотрим, как в разных странах школьники-подростки зарабатывают свои первые деньги и какой в этом смысл. Не вдаваясь глубоко в юридическое регулирование этой темы, попытаемся коснуться сфер, где традиционно зарабатывали подростки и где могут подрабатывать сегодня.
В США школьники могут работать после того как им исполнится 12 лет. Но и в этом возрасте им доступны не все категории работ. Например, им доступны: привычный нам из массовой культуры образ разносчика газет (правда в век электронных СМИ наверняка не самая востребованная) или няньки за малышами. Также, в зависимости от штата, школьник может помогать местному фермеру или садоводу. Или, напротив, подрабатывать в театре – спектаклях. А когда подросток станет постарше, ближе к 14 годам, он может устроиться в сферу обслуживания, в магазины, ресторанные сети быстрого питания и т.д. В разных штатах работодатель может запрашивать специальное разрешение от родителей или по месту учебы школьника. Причем культура предпринимательства поддерживается на уровне школ, и подработка школьника всячески поощряется. В подростке воспитывается активный участник сообщества, к навыкам которого присматривается будущее учебное заведение или работодатель.
В Европе ситуация где-то похожа, а где-то, наоборот, отлична от всех. В Швеции к воспитанию детей в целом подходят по-особенному и по-своему. Сразу стоит отметить, что по достижении 16 лет шведский подросток получает стипендию. Мы не смогли найти в интернете где именно подрабатывают юные шведы. Но, в частности, подростков профессионально ориентируют в школах. Это давно практикуется в виде стажировки на различных предприятиях для учеников начиная с 8-9 классов и гимназиях. А если случится так, что школьник не сможет определиться с компанией для стажировки, ему в этом поможет специальный консультант при школе или гимназии. Здесь нет никаких оценок и отчетов у школьника или ученика. Есть только его опыт и мотивации, на которые будет смотреть будущий работодатель.
В Германии и Нидерландах на законодательном уровне, но в формате рекомендаций, государство регулирует как часто и сколько давать детям на карманные расходы. Такие инициативы призваны решать проблему правильного отношения к деньгам у подростков. Т.е. учиться распределять бюджет и приоритеты в покупках, быть финансово грамотным. В Швейцарии учебные программы довольно разные. В Цюрихе в начальных классах детей учат считать деньги, а родители могу отправить такого школьника в магазин за небольшими покупками.
Так же как и в США, подростков Англии и Германии можно застать в поисках карманных денег – в подработке доставки газет/журналов, нянями, мойщиками автомобилей, работа по саду - стрижке газонов и изгородей из растений. Также допустима подработка виде неквалифицированной помощи в парикмахерских, магазинах или семейном бизнесе. Вышеперечисленные занятия могут быть семейными поручениями (или просьбами соседей и знакомых), за которые они могут платить своим детям.
Вышеприведенную информацию мы обобщили на основе неформальных статей из разных сайтов в интернете. Также хотим обратить внимание, что в разных странах есть различные сайты по поиску работы, в т.ч. и для студентов и подростков, своеобразные центры профориентации и центры занятости, которые существенно увеличивают выбор доступных вакансий.
В рамках нашей статьи могут дать более точный срез вакансий для подростков России 14-17 лет, опубликованных на сайте (https://hh.ru/teens?hhtmFrom=article_28567) HH.Ru
• Официант (подработка)
• Промоутер
• Бариста
• Стажер веб-программист
• Начинающий маркетолог (ассистент- помощник/стажер)
• Оператор на телефон в Модельную Школу
• Продавец-консультант / Помощник продавца-консультанта
• Курьер/Пеший курьер
• Продавец-консультант на промо стойку
Думаем, что список таких вакансий сегодня можно встретить в большинстве стран мира, а примеры неформальных подработок подростков и студентов в той или иной степени схож. Получается, что время и жизнь формируют необходимость заниматься делом сегодняшнему подростку, чтобы в будущем ему было легче принимать профессиональные решения.
Культура предпринимательства. И где её найти?
Попробуем взглянуть на понятие «культуры предприрательства», как на сумму достижений, различных опытных практик, направленных на участие в социально экономических взаимоотношений в обществе. С высоким ожиданием позитивных социально ответственных преобразований в обществе. Откуда взяться этой культуре? Опыт разных стран нам показывает, что примером для поиска предпринимательских талантов у подростка всегда начинается с семьи. Это может быть как помощь с семейным делом, так и мотивация к участию в решении экономических задач семьи. Или даже поначалу мелкие финансовые поручения. Далее, с возрастом, это может быть и помощь по хозяйству, и подработка на стороне, после школы – учебы. Именно в этом процессе и на различных этапах родитель, семья, школа и другие учебные заведения, могут формировать необходимые социально ответственные навыки у подростков.
Экономическая социализация. Вторичная занятость - подработка
А теперь давайте познакомимся с мнениями/исследованиями (смотрите список источников) по вопросам, связанным с ожиданиями самих подростков, а также анализ эффективности и самого института подработок.
С одной стороны, исследователи приходят к выводу, что современный подросток довольно амбициозен и часто зарабатывает по средствам социальных сетей в интернете. В таком случае подросток зачастую предоставлен сам себе, со всеми вытекающими рисками неопытности как профессиональной, так и психологической готовности к стрессоустойчивости. Но интернет-сервисы являются массовым и повседневным объектом коммуникаций множества людей. Тут действительно есть предмет для бизнеса. И определенная часть подростков/молодежи/студентов его активно использует. Сегодня существует множество высокооплачиваемых интернет-профессий, на которые может обратить внимание молодой человек. Но нужно понимать, что это категория профессий для людей старше 20 лет. А текущие прогнозы таковы, что с 2021 года увеличивается спрос на профессии в сферах: искусственного интеллекта, технологий виртуальной реальности AR/VR, машинного обучения, облачных вычислений, интернета вещей, кибербезопасности, блокчейна (распределенная база данных), IT в здравоохранении и UX-дизайна (процесс создания полезных, простых и приятных в использовании продуктов).
Вряд ли эти запросы будут удовлетворены в полной мере, если подростки в массе своей будут выстраивать ожидания от требований интернет-платформ (социальных сетей) т.е. подработки в формате блога с развлекательным контентом массового характера. Хотим сказать, что у подростка в этом случае профессиональный рост и развития навыков довольно невысок. Тот же самый вывод можно отнести и к другим видам и формам подработок.
Таким образом, работодатель сталкивается с проблемой завышенных ожиданий подростков и низкой профессиональной компетентностью. Различные государственные организации пытаются решить эту проблему по-разному. Например, посредством таких некоммерческих институтов как WorldSkills International. Задачами подобных проектов является сотрудничество с образовательными учреждениями с целью развития и удовлетворения спроса на молодых квалифицированных сотрудников.
Также исследователи апеллируют к термину вторичной занятости как форме профессиональной подработки молодёжи. Исследователи приходят к выводу, что фокус участия молодёжи в сегменте вторичной занятости должен сместиться в сторону более старшего поколения. Тем самым дать молодежи больше времени для профессионального развития.
Вывод
Подводя итог, хотим отметить, что ребёнку – взрослеющему индивиду и как потенциальными предпринимателю (в широком смысле) не лишним, а, возможно, и важно обрести навыки и понимание вещей, что:
• Заработанные деньги — это источник его труда.
• Важно научиться правильно распоряжаться заработанными деньгами и верно ставить цели.
• Правильно социализироваться, чтобы не стать объектом мошенничества.
Но и в то же время у подростка должно быть детство. И на каждом этапе взросления могут быть свои промежутки в виде погружения в финансовую грамотность на самом простом, детском – юношеском бытовом уровне. Далее, подходя к вопросу подработки, по возможности нужно пробовать исходить из формирующихся интересов подростка.
Если ему хочется заработать на какую-то вещь и т. п. конечно, в этом случае могут подойти разные формы вторичной занятости. А с другой стороны, если у подростка есть предметный интерес к какой-либо работе или профессии, пусть и творческой, то стоит помочь подростку с поиском стажировки в сфере, которая ему интересна. И абсолютно нет никакой разницы с чем связан его интерес. Его задача познать вещи в сравнении и социализироваться в своих интересах и развиваться в своем предмете или понять, что ему интересно что-то другое.
Конечно, ситуация в семьях может быть разная. Но по возможности, подросток и студент не должен быть исключительно объектом снятия напряжения временного спроса в неквалифицированной работе. И тогда надеемся, что ему легче будет найти себя в жизни.
*в статье использовано изображение картины «Паралитик за которым ухаживают его дети, или плоды хорошего воспитания» Жан-Батист Грёз 1763 г.
Подписывайтесь на нас и узнавайте важные истории о людях и их достижениях.
Веб-сервисы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они используются для множества целей, начиная от онлайн-коммуникаций и заканчивая онлайн-покупками и банковскими операциями.Также веб-сервисы являются очень важным инструментом для обмена информацией и предоставления услуг в больших масштабах, что делает их незаменимыми для многих бизнесов и организаций. Подробнее о том, как веб-сервисы заслужили внимание пользователей, а также для чего они необходимы предпринимателям, вы можете узнать в нашей статье