Первые предпринимательские способности
Ингвар Феодор Кампрад родился 30 марта 1926 года в Швеции. Детские годы провел с родителями на ферме, там же проявил свои первые предпринимательские способности. Будучи пятилетним мальчиком продавал спички соседям, первую партию которых ему помогла приобрести тетя в Стокгольме.
Изучая историю его развития, мы обратили внимание на то, что его дед занимался бизнесом, а после его смерти бабушка продолжила семейное дело. Именно она научила Ингвара первым шагам в бизнесе.
В школе Кампард продолжил искать способы заработать. Все деньги, которые ему дарили родственники на конфеты и развлечения, он откладывал. В 17 лет у него уже была солидная сумма, но этого было недостаточно и он обратился за помощью к отцу.
IKEA
28 июля 1943 года считается днем основания IKEA. В это время во всем мире бушевала война. Швеция была одной из немногих стран, которую практически это не коснулось. Первое время продавали товары первой необходимости по почте. Параллельно Ингвар учился в коммерческой школе.
Особой популярностью на тот момент пользовались инструменты для письма. Молодой предприниматель решает, что нужно рискнуть и заказать большую партию шариковых ручек из Франции. Для этого он взял кредит.
Получив ручки, Кампрад понял, что ему нужно как можно скорее их продать. Чтобы вызвать интерес у покупателей, он дал объявление в газету о том, что всем, кто придет на презентацию, кофе и булочки бесплатно. В итоге тех, кто пришел оказалось значительно больше, чем он предполагал. Но чтобы не оставить о себе плохого впечатления, Ингвар приложил усилия и не оставил без внимания ни одного покупателя. Ручки были проданы, а прибыль, полученную от их продажи, направил на погашение кредита. С тех пор деньги в кредит не брал.
Этот опыт привел основателя IKEA к мысли о том, какую важную роль в развитии бизнеса играет реклама. Позднее она стала ключевым фактором, который вывел компанию на международный уровень.
После окончания обучения в 1945 году Кампрад устроился работать служащим в Ассоциацию лесовладельцев. Чтобы не потерять навыки, он занялся продажей пил, следуя своей бизнес-модели. Только теперь товар развозил самостоятельно.
После года работы был призван в армию, где отличался исполнительностью и заслужил доверие начальства. Ему разрешили уходить ночью в увольнительные. После чего он арендовал небольшое помещение и продолжил развивать собственное дело.
Расширение
В 1948 году Ингвар впервые пришёл к мысли о том, что пора расширять бизнес. Тогда он задумался о том, что всем нужна мебель. Изучив предложения конкурентов, отметил, что на рынке нет общедоступной недорогой мебели.
Кампрад очень много времени проводил на работе и понимал, что самостоятельно ему уже трудно выполнять всю работу. Тогда он берет на работу одного сотрудника, а через 2 года еще двоих.
С этого момента основатель IKEA искал варианты снижения стоимости мебели. Первое время закупал ее у мелких производителей, у которых цена была ниже. Затем вместо того, чтобы перепродавать товар, он стал приобретать детали и на своем небольшом заводе собирать мебель, что позволило ещё больше снизить стоимость. После этого получила известность его формула – лучше продать 600 стульев недорого, чем 60 за большие деньги.
Конкуренция
Конечно, с развитием дела росла и конкуренция. Кампрада не пускали на ярмарки, штрафовали в собственном здании и даже угрожали. Но талантливый предприниматель находил способы борьбы с этим. Плюс ко всему, пользующиеся популярностью товары компании в Швеции помогали выдержать конкуренцию.
Ингвар старался внедрять что-то новое. Для начала были выпущены рекламные брошюры с новостями, которые были ориентированы на покупателей с невысоким доходом.
Он с легкостью договаривался с поставщиками, а они, в свою очередь, сотрудничали с ним, несмотря на запрет.
Чуть позже, в 1958 году в городе Эльмхульте был открыт первый магазин IKEA. Он быстро заслужил популярность среди покупателей благодаря особому подходу — любой желающий мог сам проверить мебель, например, посидеть на стуле.
Экономия
Для того, чтобы товары IKEA стали доступнее, Кампрад экономил на сборке и доставке. С середины 50-х годов прошлого века мебель стали продавать в плоских коробках, что позволяло за раз перевозить товары более компактно, а для сборки необходим был всего один универсальный ключ.
Ингвар Кампрад умер 27 января 2018 года. Его состояние оценивалось в 42 миллиарда долларов. При этом придерживался экономии во всем — одевался на распродаже, у него был старый пятнадцатилетний автомобиль и заставлял сотрудников писать с обеих сторон листа бумаги. О себе он говорил: «Быть успешным лидером означает подавать хороший пример. Я пример для всех сотрудников ИКЕА. Перед тем как потратить деньги на себя, я думаю, смог бы себе это позволить рядовой работник моей компании».
Вывод
Спустя 79 лет со дня основания IKEA является одним из крупнейших мировых брендов. В условиях конкуренции компания смогла не просто удержать свой уровень, но и выйти в лидеры. IKEA стойко выдержали скандалы и мировые кризисы.
Принципы, которых придерживается бренд, могут послужить примером того, как возможно построить корпоративную культуру.
Конечно, стоит отметить, что на начальном этапе развития большую роль сыграл Ингвар Кампрад и помощь его близких. Бабушка, которая дала первые бизнес-уроки и отец, который помог со стартовым капиталом. В очередной раз прослеживаем то, что поддержка семьи оказывает большое влияние на развитие бизнеса.
Кампрад создал не просто один из самых узнаваемых в мире брендов, он смог организовать продажи таким образом, что поход в магазин приносил удовольствие. Для чего это было сделано? Основатель IKEA понимал, что чем дольше покупатель находится в магазине, тем больше товаров он купит.
Летом этого года шведская компания IKEA объявила о полном уходе с российского рынка. Конечно, мы надеемся, что все изменится и они вернутся, потому что уход может негативно сказаться на мебельном рынке в нашей стране. Однако, в России также есть тенденция к развитию подобных брендов. Например, такие торговые сети как Hoff, OBI и Леруа Мерлен.
Также, Ингвар придерживался философии о том, что в первую очередь стоит завоевать любовь покупателя. «Бизнес — это любовь. Если вы не завоюете симпатии людей, вы не сможете им продать», — утверждал Кампрад.
Авторы статьи: Елена Малиева ©
Подписывайтесь на нас и узнавайте важные истории о людях и их достижениях.